Автор проекта архитектор Айбек Алмасов
Автор проекта архитектор Айбек Алмасов

Архитектурная форма и природа

Архитектурное проектирование

Взаимодействие архитектурной формы и природы проявляется в нескольких аспектах:

  • конструктивно-тектоническом (изучении конструктивных систем и принципов устройства живых организмов и растений);
  • климатическом (изучении реакции природных форм на климат и использовании их в архитектуре);
  • эстетическом (исследовании зстетических свойств природных и архитектурных форм) и других.

Еще древние египтяне и греки использовали в своих постройках природные формы. Представителя известной философской школы стоиков считало человека частью природы, а постижение ее законов и их использование в художественном творчестве — необходимостью.

В древней Греции ваяние с его культом человеческого тела было очень тесно связано с зодчеством. Великий теоретик древности Витрувий писал: «Если, следовательно, природа так устроила тело человека, что его члены своими пропорциями отвечают его общему начертанию, то, кажется мне, вполне основательно древние установили то правило, что и при возведении построек соразмерности отдельных частей здания точно соответствовали общему внешнему виду сооружения».

Научное осознание и глубокое изучение функций и структур живой природы стали возможными лишь в середине XX в. Бионические принципы применяются при проектировании конструкций, зданий, архитектурных комплексов и городов. Многие конструктивно-тектонические системы: балки, колонны, плиты, рамы, складки, оболочки-скорлупы напоминают корни, ветви, стволы я листья растений, скелеты и панцири животных, строение человеческого тела.

Так, колонна подобна стволу дерева, консоли — его листьям, скорлупа яйца, череп человека или животного сходны с оболочкой, позвоночник животных напоминает балку, жилки листьев — ребристые каркасные фермы, а некоторые листья (Виктория Регия) — плиту.

Принцип строения древесного листа был использован Л. Нерви в нескольких сооружениях; перекрытии главного зала выставки в Турине, покрытии здания фабрики Гатти в Риме. Обращались к структуре листа и другие авторы.

Изучение реакции растений на климатические влияния (температуру, солнечную реакцию, влажность) помогает решать цикл задач, связанных с учетом этих факторов для архитектурных объектов. Форма растений очень чутко реагирует на наличие или отсутствие тепла и влаги. Так, во влажной среде растения стремятся увеличить возможность усвоения воздуха и поэтому сильно ветвятся, в условиях пустынь поверхность испарения всемерно сокращается, и объем растения становятся компактным - экономятся запасы влаги.

На основе изучения принципа строения кожицы растений возникло предложение о создании изоляционных материалов и ограждающих конструкций. Приведенные примеры бионического подхода в архитектуре лишь отчасти иллюстрируют его перспективность. В будущем человек еще множество раз обратится к исследованию моделей, созданных природой, и к их творческому применению.